О Компании
Что такое Авангард?
Цены
Услуги
Ландшафтный проект
Освещение
Дренаж и ливневая канализация
Система полива
Газоны
Камни
Посадка растений
Скульптура
Цветники
Водопады
Альпийские горки
Развалины
Мосты
Фонтаны
Японские сады
Мощение
Материалы
Наши проекты
Лучшие примеры ландшафтного дизайна
Люксембургский сад
Версаль
Парк Гуэля
Сквер у подножия Эйфелевой башни
Деревня королевы
Парк KRKA
Сад Мажорель
Музей-усадьба Архангельское
Государственный музей-заповедник парк Монрепо
Вакансии
Пресса о нас
Обзор растений
Наши выставки

Лучшие примеры ландшафтного дизайна / Государственный музей-заповедник парк Монрепо

Усадьба.

После того, как в 1945 году в усадьбе был размещен Дом отдыха военной академии им. Буденного, в 1952 – детский сад и многоквартирный жилой дом, от былой красоты мало что осталось. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в помещениях находится небольшой музей, проводятся концерты классической музыки.

Парк Монрепо (фр. mon repos – мой покой, мое отдохновение) – уникальный образец пейзажного скального парка эпохи Романтизма, в создании которого принимали участие архитекторы Д.Мартинелли, О.Монферран, Т.де Томон, А.Штакеншнейдер, Ч.Х.Тэтам, художники П.Гонзаго, Я.Меттенлейтер, скульпторы И.Таканен, Г.Боруп, садовые мастера И.Бестерфельд и Цвейгер.

История парка началась после вхождения Выборга в состав Российской Империи, когда в 1770 году комендант Выборгской крепости Петр Алексеевич Ступишин устроил свою загородную дачу на острове Слостхольмен (ныне Твердыш), где ранее находились сельскохозяйственные угодья шведских королей Лилл Ладугард. Тогда был построен деревянный усадебный дом, сохранившийся в почти неизменном, но достаточно плачевном виде до наших дней.

В тот же период начались первые работы по созданию парка, тогда еще носившего имя Шарлоттендол. Была проведена мелиорация, насыпана плодородная земля, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья. Созданные тогда прямые липовые аллеи, сохранились по сей день.

Террасы Паульштайн.
Террасы Паульштайн

Настоящее имя парк получил от своего второго владельца, когда в 1784 году после смерти П.А. Ступишина, именье ненадолго перешло в собственность выборгского губернатора , принца Фридриха Вильгельма Карла Вютембургского, брата Великой Княгини Марии Федоровны.

Европейскую известность парк приобрел благодаря роду баронов фон Николаи, который получил усадьбу в подарок от императора и владел ей с 1784 по 1943 год. В конце XVIII века российская культура переживала период романтизма, что нашло свое отражение в концепции формирования ландшафтной композиции парка. Людвиг Генрих фон Николаи, владевший парком до 1820 года, писатель, поэт и знаток искусства, президент Академии Наук, один из образованнейших людей своего времени, создал эстетическую композицию, соединившую искусство поэта и живописца. Он пригласил виднейших архитекторов и мастеров для воплощения своего замысла в жизнь.

Источник «Нарцисс». Источник «Нарцисс».
   
Источник «Нарцисс». Источник «Нарцисс», издавна известный коренным финским жителям. Они считали его воду полезной для зрения и называли «Сильмя» (по фински-«око»). Архитектурное оформление источника было спроектировано О.Монферраном.

Можно сказать, что последние 17 лет своей жизни Людвиг фон Николая посвятил созданию самого прекрасного своего произведения: парка Монрепо.

Сын Людвига фон Николаи, Пауль, продолжил дело отца и воплотил несколько его замыслов, продолжая романтическую тему.

Пауль Николаи, российский дипломат, принимавший участие в размежевании земель между Россией и Швецией после Фридрихскамского мира, придал парку широкую известность. Благодаря ему в парке появился обелиск братьям Броглио (де Брольи).

Китайская беседка построена на холме из гигантских валунов. Во времена Пауля фон Николаи целый уголок парка был спланирован в восточном стиле.

Памятник братьям Броглио.
Памятник братьям Броглио, героям, павшим в битвах России с Наполеоном
 Китайская беседка.
Китайская беседка

Можно долго удивляться тому, как, несмотря на варварскую эксплуатацию и многочисленные следы отдыха выборжан, Монрепо остается девственным и привлекательным.

Китайский мостик.
Китайский мостик

Несколько китайских арочных мостиков когда-то вели через протоку между холмом и островом. Под ними находились деревянные шлюзы, с помощью которых в засушливое время поддерживался необходимый уровень воды.

Тогда же, во времена фон Пауля фон Николаи, на острове-некрополе Людвигштайн появилась часовня-замок, переносящая зрителя в Средневековье. Остров, вид которого вызывает ассоциации с картиной Бёрклина «Остров смерти», стал в последствии усыпальницей рода фон Николаи.

Часовня-замона на острове-некрополе Людвигштайн. Часовня-замона на острове-некрополе Людвигштайн.

Здесь похоронен и Пауль фон Николаи, умерший в поместье в 1918 году. Раньше экскурсантов доставлял туда паром, но сейчас посещение острова запрещено. Можно лишь издалека полюбоваться замком… узкий пролив, отделяющий дорожку с нарядными перилами с одной стороны от кладбищенской калитки с лесенкой на острове, напоминает Стикс, реку, отделяющую мир живых от мира мертвых в греческой мифологии.

Неожиданно, и в то же время гармонично смотрится храм Нептуна. На самом деле изначально он был построен как храм божеству Пиетас, символизировавшему собой послушание и покорность старшим.

Храм Нептуна.
Храм Нептуна
 Храм Нептуна.
Храм Нептуна

«На самом берегу залива, под высокими нависшими скалами, поросшими мхом и соснами, стоит белый мрамор – это Вейнемейнен, седой певец их финской поэмы «Калевала».

Китайский мостик.

Он поет вдохновенную песню в честь витязей духа, в честь того, кто жизнь отдает во имя добра…» (Марциновский В.Ф. – Записки верующего).

Можно долгие часы бродить по парку, переходящему в настоящий лес, открывая для себя все новые и новые местечки… Жаль, что так мало дошло до нас, так как во времена социализма парк был совершенно лишен ухода. Дошло до того, что в 80-е годы ХХ века там проводились атлетические соревнования и чемпионаты Европы по водномоторным видам спорта. Произошли необратимые изменения: разрушилась когда-то детально продуманная мелиоративная система, изменился вид и состав растений, сильно исказились ландшафты парка романтического стиля. Лишь в 1984 году, благодаря академику Д.С Лихачеву, опубликовавшему ряд работ, посвященных парку, внимание советской общественности было обращено на гибнущий уникальный памятник. В 1988 году был организован музей-заповедник Парк Монрепо.


Автор текста и фотографий: Титова Н.В.


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Ворота Парка.
Ворота Парка
 Вид на Остров Турецкой палатки.
Вид на Остров Турецкой палатки
  
Концепция парка гармонирует с уникальным карельским ландшафтом.
Концепция парка гармонирует с уникальным карельским ландшафтом
Ньюфаундлендские пруды.
Ньюфаундлендские пруды
  
Ущелье Святого Николая, Грот.
Ущелье Святого Николая, Грот
Ущелье Святого Николая.
Ущелье Святого Николая
  
Фауна музея-заповедника включает в себя 34 вида птиц и млекопитающих.
Фауна музея-заповедника включает в себя 34 вида птиц и млекопитающих
Состав флоры Парка Монрепо насчитывает 48 видов растений, охраняемых в Ленинградской области, а также ценные виды мхов и лишайников.
Состав флоры Парка Монрепо насчитывает 48 видов растений, охраняемых в Ленинградской области, а также ценные виды мхов и лишайников
  
Парк находится в особом физико-географическом регионе – Фенноскандии.
Парк находится в особом физико-географическом регионе – Фенноскандии. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов раппакиви (карел. – гнилой камень), на отдельных участках достигающих высоты 20 м
Падающий камень Мариентурм.
Падающий камень Мариентурм
  
Вид на Парк от Памятника братьям Броглио.
Вид на Парк от Памятника братьям Броглио

В начало страницы


Rambler's Top100