О Компании
Что такое Авангард?
Цены
Услуги
Ландшафтный проект
Освещение
Дренаж и ливневая канализация
Система полива
Газоны
Камни
Посадка растений
Скульптура
Цветники
Водопады
Альпийские горки
Развалины
Мосты
Фонтаны
Японские сады
Мощение
Материалы
Наши проекты
Лучшие примеры ландшафтного дизайна
Люксембургский сад
Версаль
Парк Гуэля
Сквер у подножия Эйфелевой башни
Деревня королевы
Парк KRKA
Сад Мажорель
Музей-усадьба Архангельское
Государственный музей-заповедник парк Монрепо
Вакансии
Пресса о нас
Обзор растений
Наши выставки

Лучшие примеры ландшафтного дизайна / Музей-усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское – одна из самых богатых и прекрасных усадеб Подмосковья, подлинная жемчужина садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, «русская Италия», как называл ее Александр Бенуа. Расположена она недалеко от Москвы, в Красногорском районе, на живописном берегу Москвы-реки.

Своим названием усадьба обязана самой старой старой постройке архитектурного ансамбля – церкви Архангела Михаила (вторая половина XVII века), которая стоит на высоком берегу Москвы-реки в юго-восточной части усадьбы. В советское время здесь был музей древнерусской живописи, а в наши дни в храме снова идут богослужения.

Главный дворец
Главный дворец

Основателем усадьбы считается боярин Я.Н.Одоевский (60-е гг. XVII века). С 1681 по 1703г. имение принадлежало М.Я.Черкасскому, а затем перешло к опальному просвещенному вельможе князю Голицину. Собственно, он и является создателем регулярного сада, еще хранящего черты «петровского периода» и до сих пор занимающего всю центральную часть ансамбля от дворца до бе-рега Москвы-реки, откуда открывается великолепная панорама. Здесь специально для созерцания окрестных пейзажей была установлена небольшая каменная беседка, получившая у местных жителей название «прелестный вид».

К концу XVIII века Архангельское в основном уже сложилось как архитектурно-ландшафтный комплекс: большой дом с флигелями и колоннадами, террасы, партер и боскеты, парковые павильо-ны и множество скульптур. В 1810 году Архангельское перешло к князю Н.Б. Юсупову – дворянину и талантливому предпринимателю, владельцу многочисленных фабрик и имений по всей России. Он продолжил дело своего предшественника, и в первые десятилетия XIX века усадьба достигла пика своего расцвета. «Он не был создателем Архангельского, но его образ неотделим от усадьбы: Юсупов оживил ее, наполнил художественными произведениями, укрепил дом и дополнил историю Архангельского теми страницами жизни, которых ей не хватало» .

Храм-усыпальница Юсуповых
Храм-усыпальница Юсуповых

К постройке главного дворца усадьбы приступили в 1780 году. Проект здания был выполнен для Голицыных шевалье де Герном (de Guerne), талантливым, но малоизвестным в то время французским архитектором. Дворец построен в стиле Людовика XVI: лаконичная строгость классицизма с нем гармонично сочетается с изяществом стиля-предшественника, рококо. Впоследствии дворец до-страивался: в 1815 году по проекту архитектора С.П.Мельникова были добавлены боковые служебные флигели, а в 1817 году на крыше дворца появилась ротонда-бельведер, с которой можно было любоваться парком и его окрестностями. «Предпринятые Юсуповым перестройки дворца предусматривали практически превращение его в частный музей: многие интерьеры оформлялись так, чтобы наилучшим образом показать картины, сопоставив их с реальными пейзажами за высокими окнами и многочисленными остекленными дверями. Для дворца специально изготавливался необычный по форме и росписи фарфор, ткались ковры и гобелены, собиралась редкая драгоценная посуда».

Победа 1812 года нашла свое отражение в усилении триумфальных и торжественных мотивов в постройках Архангельского. По проекту С.П.Мельникова архитектор В.Я.Стрижаков соорудил по оси парадного курдонера арку въездных ворот в стиле ампир с великолепной ажурной кованой ре-шеткой. Таким образом арка, боковые служебные флигели, колоннады галерей и здание дворца со-ставили единый архитектурный ансамбль, полностью замкнув парадный двор.

Стелла, посвященная героям
Стелла, посвященная
героям

От главного дворца в сторону Москвы-реки открывается великолепный вид на регулярный парк, спускающийся террасами вниз и завершающийся крутым спуском к реке. Террасы украшены балюстрадами, мраморными вазами, многочисленными парковыми скульптурами – в основном, копиями работы итальянских мастеров с античных подлинников. Далее следует Большой партер, ныне превратившийся в луг, а справа и слева – аллеи подстриженных лип, завершающиеся двумя прямо-угольными флигелями. Здесь при Юсупове были оранжереи со множеством редких растений.

На окраинах имения в начале XIX века были высажены многочисленные рощи в пейзажно-пасторальном стиле. К парку, окружавшему дворец, примыкали с востока Архангельская и Захаров-ская рощи, на севере – Быкова и Малиновая, а на западе – Князьборисова (у здания театра), Горятинская и Апполонова. Над художественным оформлением рощ трудились «архитекторские помощни-ки» из подведомственной князю Кремлевской строительной экспедиции, а также крепостной архитектор П.Шестаков. Главными садоводами имения были Дерусси и Унгебауэр, выполнившие наибо-лее значительные объемы работ: «только в 1815 году под наблюдением Унгебауэра проводились по-садки 1370 лип, 605 берез, 1605 рябин, 80 кустов черемухи и 300 кустов шиповника, которые были сосредоточены в Князьборисовой и Апполоновой рощах».

Архангельское в любое время года, в любую погоду производит на приезжающих сюда неиз-гладимое впечатление и неизменно вызывает восхищение. В разные времена здесь бывали многие высокопоставленные лица, представители творческой элиты, видные деятели государства. Об усадьбе с восторгом писали Герцен, Пушкин. Одна из аллей в восточной части парка позже получила на-звание Пушкинской, а в 1899 году на ней был установлен памятник поэту. На пьедестале выбиты строки из послания «К вельможе»:

…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты жизни в тишине.

В честь императрицы к западу от балюстрады нижней террасы парка, неподалеку от павильона «Каприз» установлен небольшой храм-стелла (арх. Тюрин, 1819 г.) с бронзовой фигурой сидящей Екатерины II (работа Ж.Д.Рашетта). К сожалению, упомянутый павильон «Каприз» сохранился лишь частично.

Рядом с полуразрушенным павильоном расположен небольшой «Чайный домик» конца XVIII века (арх. Ф.И.Петонди), где сейчас находится мраморное надгробие Т.Н.Юсуповой 1895 года рабо-ты М.М.Антокольского, перенесенное от усадебной церкви.

Вид на Большой портер
Вид на Большой портер

Далее, продвигаясь на запад, можно выйти к усадебному театру, пожалуй, единственному из усадебных крепостных театров той эпохи, так хорошо сохранившемуся. Театр был построен в 1817 году по проектам архитектора О.И.Бове и художника П.Гонзаго. Часть декораций сохранилась до наших дней.

В восточной части парка несомненный интерес представляет храм-усыпальница Юсуповых с боковыми колоннадами, построенный в 1909-1916 годах в стиле неоклассицизма по проекту архитек-тора Р.И. Клейна. Сейчас здесь открыт музей живописи и фарфора. Коллекция фарфора представлена исключительно изделиями юсуповского фарфорового завода, некогда располагавшегося в Архангельском. Рядом с усыпальницей расположен одноэтажный деревянный «Домик для приезжающих» 1810-х годов, построенный Стрижаковым.

К сожалению, часть служебных и парковых сооружений Архангельского утрачена. Обелиск, установленный в начале XX века в честь посещения усадьбы Николаем II, был снесен в 30-х годах. В этот же период были построены корпуса военного санатория в духе сталинской архитектуры, кото-рые, как можно заметить, довольно плохо вписываются в общую стилистику ансамбля.

Статус музея усадьба получила в 1919 году. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы по восстановлению главного дворца и других архитектурных памятников. Музей можно посетить в любой день, кроме понедельника и вторника с 10 до 17 часов.*


¹ Шамурин Ю. Подмосковные. М., 1912, с.41
² Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России. М., 1996, с. 307
³ Бессонов С.В. Архангельское. М., 1937, с.219

* Материал статьи подготовлен Павловой Е.С.

В начало страницы

Фотогалерея музея-усадьбы Архангельское

Rambler's Top100